Земельный
эксперт

Недействительность актов исполнительной власти в области использования и охраны земель

578

Не все акты государственных и муниципальных органов способствуют соблюдению прав и интересов обычных граждан. Нередки случаи, когда действия и распоряжения указанных субъектов способны ущемлять права собственников и владельцев земельных участков.

Чтобы пресечь данное нарушение прав, пострадавший гражданин может обратиться в суд с исковым заявлением и сослаться на статью 61 ЗК РФ, в рамках действия которой акты исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления могут быть признаны недействительными.

Данный способ также является одной из превентивных мер по предотвращению возможных нарушений. Если имеются обстоятельства, способные повлечь нарушение прав гражданина в будущем, указанный гражданин также имеет полное право подать иск в суд. Существенным условием для таких действий является наличие оснований для признания правового акта недействительным и подтверждение имеющихся нарушений соответствующими доказательствами и показаниями свидетелей. Особенностью такого вида дел является и то, что ответчик обязан обосновать необходимость принятия конкретного правового акта.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Основания признания недействительными актов исполнительной власти

Как уже было сказано, в суд имеет смысл обращаться только в том случае, когда на это имеются законные основания, а также при наличии допустимых доказательств.

Недействительность актов исполнительной власти в области земельного законодательства может быть признана при наличии следующих обстоятельств:

  • принятие данного акта привело к нарушению прав собственника;
  • принятие данного акта может повлечь нарушение прав собственника в будущем.

Данная мера может быть не единственной и применяться совместно с другими способами восстановления прав граждан, однако, только такой способ позволяет решить вопрос о неправомочности действий государственных  или муниципальных органов.

Порядок признания недействительными актов исполнительной власти в области использования и охраны земель

Недействительность актов органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в области использования и охраны земель может быть установлена в соответствии с определенным порядком:

  1. Лицо, чьи интересы были ущемлены изданием соответствующего акта, подготавливает необходимый пакет документов, составляет исковое заявление, оплачивает государственную пошлину в размере 300 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических.
  2. Обращается в суд, с требованием о признании недействительным данного акта, восстановлении своих прав и выплате компенсации в качестве возмещения причиненного ущерба.
  3. Суд рассматривает дело.
  4. На основании вынесенного решения принятый закон признается недействительным, а гражданин восстанавливает свои права.

Временной промежуток, на протяжении которого принимается окончательное решение, не регламентирован точными сроками. Каждая ситуация строго индивидуальна и разбирательство может занять от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет в зависимости от конкретных обстоятельств.

Список документов

Чтобы подать исковое заявление могут понадобиться следующие документы:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • паспорт заявителя или учредительные документы юридического лица;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • техническая документация;
  • иные документы, в зависимости от обстоятельств дела.

Помимо перечисленных документов требуются доказательства, подтверждающие факт нанесения вреда земле или нарушения прав добросовестного собственника земли. К таковым можно отнести:

  • справки и выписки об уплате налогов и начисленных коммунальных платежах;
  • документы о проведении с землей необходимых мероприятий – агротехнических, природоохранных;
  • заключения экспертов об уровне загрязнения и плодородия;
  • свидетельские показания;
  • иные документы, способные подтвердить доводы истца.

Последствия признания недействительным акта исполнительной власти в области земельного законодательства

После того, как законодательный акт будет признан недействительным, собственник получает возможность восстановить все свои права на земельный массив. К таким правам можно отнести:

  • использование территории по своему усмотрению с целью получения выгоды;
  • предоставление площади в качестве залога или объекта юридически значимой сделки;
  • возведение на земле построек;

Помимо прав, на гражданина вновь накладываются все основные обязанности:

  • осуществление контроля над использованием и охраной земель;
  • целевая эксплуатация надела;
  • выполнение обязательных земельных процедур;
  • уплата обязательных налогов и начислений.

Дополнительно, гражданин имеет право потребовать возмещение убытков, включая моральный и материальный ущерб. В свою очередь, суд может обязать ведомство, виновное в нарушении прав гражданина из-за издания неправомерного акта, вернуть наделю первоначальное состояние.

Пример по недействительности актов исполнительной власти

Гражданин П. приобрел земельный надел и построил на нем дом. Более десяти лет мужчина облагораживал территорию, разбил сад, каждый год вскапывал огород. После того как в государстве начался кризис, городские власти решили получить дополнительную прибыль для бюджета и издали постановление, согласно которому собственники земельных наделов помимо земельного налога должны были уплачивать дополнительный сбор за эксплуатацию земли в пределах границ муниципального образования.

Мужчина начал платить сбор. Через год размер платежа значительно вырос. П. обратился к юристу, где выяснил, что данный сбор перечисляется в коммерческий фонд и никаким образом не относится к государственным сборам. Более того, данное постановление противоречит нормам федерального законодательства.

П. составил и подал иск в судебную инстанцию с требованием признать данный акт недействительным и вернуть ему все средства, израсходованные на уплату сбора. Помимо этого, мужчина подал заявление на возмещение морального ущерба, причиненного введением данного постановления в действие.

В результате иск П. был признан правомерным, постановление недействительным, и заявитель получил компенсацию, заявленную в иске.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Земельное право предоставляет гражданам возможность возместить причиненный вред и восстановить нарушенные права на землю в судебном порядке.
  2. Основаниями для такого решения могут стать негативные последствия, возникшие в результате принятия акта уполномоченным органом либо возможное нарушение прав граждан в будущем.
  3. Порядок данной процедуры стандартный и оговорен в земельном и процессуальном законодательстве.
  4. После признания акта недействительным, гражданин имеет право восстановить свои полномочия.
  5. Пострадавший вправе потребовать возмещение материального и морального ущерба, а также приведения надела в первоначальное состояние для дальнейшей эксплуатации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по недействительности актов исполнительной власти

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина, и я являюсь владельцем земельного надела. Месяц назад администрация нашего города издала постановление, согласно которому, все участки, используемые как сельскохозяйственные угодья, должны быть оборудованы оросительной системой.

Я и многие мои соседи восприняли такой акт в штыки, потому что оросительная система стоит немало, а участками владеют по большей части пенсионеры, у которых недостаточно средств для ее организации. Что касается моего земельного участка, то на нем устанавливать орошение попросту нельзя, так как участок располагается в низине и почва тут достаточно сырая. Если проложить по периметру оросительные каналы, то надел вообще невозможно будет эксплуатировать в качестве сада или огорода.

Несмотря на многочисленные отказы, чиновники грозятся отобрать наши площади. Подскажите, каким образом можно решить проблему и могут ли они действительно забрать наши сады и огороды?

Ответ: Уважаемая Марина, налицо нарушение ваших прав как собственника, посредством издания акта, который сам по себе не является необходимым для граждан. Согласно ст. 61 ЗК РФ, вы можете подать исковое заявление в суд на действия административного органа согласно следующим основаниям:

  • действие данного постановления в будущем не даст вам полноценно выполнять свои обязанности по отношению к участку и использовать его по целевому назначению;
  • не учтены права граждан, которые не имеют финансовой возможности оплачивать стоимость оросительной системы;
  • федеральное земельное законодательство предусматривает только культивацию и агротехнические способы ухода за сельскохозяйственной территорией, то есть орошение не является обязательным условием.

Изъять у вас площади ведомство не имеет права, однако, данное постановление в случае непризнания его незаконным, может стать основанием для таких возможностей.

Список законов

 

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос - это быстро и бесплатно!