Закрыть рекламу

Земельный
эксперт

Основания возникновения прав на предоставленные земельные участки государственной и муниципальной собственности

802

Земли государственной и муниципальной собственности

Законодательно определено, что все территории РФ могут быть поделены на разные группы в зависимости от своих параметров и местонахождения. Утвержденная классификация выделяет такие категории земель, как государственные и муниципальные.

В статье 17 и статье 18 Земельного кодекса РФ перечислены основания, при наличии которых площади могут быть переданы в распоряжение РФ или ее субъектов, в частности:

  • имеются законодательные акты, которые регламентируют данный вопрос;
  • земли переходят государству (или субъектам) в рамках процесса разграничения госсобственности;
  • земли приобретены на общепринятых гражданско-правовых началах
  • в отношении земель заключен договор безвозмездной передачи из федеральной собственности в распоряжение субъекта РФ (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления на получение земли бесплатно]).

В свою очередь, муниципальная собственность – это те территории, которые выделяются на основаниях, указанных в ст. 19 ЗК РФ:

  • при наличии федеральных или региональных законодательных актов;
  • в процессе разграничения земель государства;
  • в результате проведения правовых сделок, регламентированных гражданским кодексом РФ;
  • в случае безвозмездной передачи земель в собственность городских властей.

Права на каждый из видов собственности регистрируются в официальном порядке.

Основания возникновения прав на земли государственной и муниципальной собственности

В статье 39.1 ЗК РФ обозначены основания, при которых возникают права на земли, состоящие в государственной или муниципальной собственности:

  • решение уполномоченного ведомства о передаче земель в собственность на бесплатной основе или в постоянное бессрочное пользование;
  • купчая, при предоставлении территории за плату;
  • соглашение об аренде, если надел передается во временное пользование с условием периодической оплаты;
  • договор безвозмездного пользования, если участок передан на таком основании.

Земельное законодательство не предусматривает возможности реализации земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью, кроме оговоренных в ст. 39.3 ЗК РФ случаев, а также при проведении аукционов.

Ответственные органы

Поскольку земли являются государственной или муниципальной собственностью, то решение о передаче территорий в пользование третьим лицам принимают:

  • органы государственной власти;
  • местная администрация.

Обозначенные инстанции оформляют специальное решение, на основании которого и производится передача прав. Регистрирование прав на земельный участок проводится в Росреестре.

Заключение

В итоге можно сформулировать ряд выводов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Все земли Российской Федерации делятся на группы в зависимости от принадлежности, параметров и местонахождения.
  2. Законом выделяются такие категории площадей, как государственные и муниципальные.
  3. Государственные земли возникают в процессе разграничения, при совершении правовых сделок, в результате безвозмездной передачи прав.
  4. Муниципальные появляются также при определении границ, в рамках гражданско-правовых отношений, на основании безвозмездной передачи.
  5. Права на каждый из участков также регистрируются в установленном порядке и закрепляются в виде официальных документов.
  6. Основания возникновения прав на землю обозначены в земельном кодексе РФ и представляют собой положения, при которых территории могут быть отданы в распоряжение третьих лиц.
  7. Такими основаниями могут являться: купчая, соглашение аренды, договор о безвозмездной передаче прав на землю, решение уполномоченного ведомства о передаче постоянных прав на землю.
  8. Решение о передаче земель в распоряжение третьих лиц принимается уполномоченным органом, в роли которого могут выступать: исполнительные органы государственной власти или органы муниципалитета.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по основаниям возникновения прав на предоставленные земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Наталья. Год назад я купила у администрации города на торгах земельный участок в своем микрорайоне, чтобы в дальнейшем построить на нем дом. У меня имеется купчая, однако, недавно, после того как я обратилась в Росреестр для регистрации прав собственности, возникла проблема.

Как сказала сотрудница регистрирующего органа, общие положения земельного кодекса указывают на отсутствие оснований для регистрации моих прав только при наличии договора купли-продажи и, якобы на проведение регистрации требуется официальное разрешение администрации.

Подскажите пожалуйста, является ли данное требование законным, и могу ли я зарегистрировать свои права на участок без такого документа?

Ответ: Здравствуйте, Наталья. Прежде всего, вам следует знать, что действия сотрудницы Росреестра не имеют под собой никаких законных оснований, поскольку купчая – это один из тех документов, который является основанием для регистрации прав собственности на земельный участок. Более того, данный порядок описан в ст. 39.3 ЗК РФ.

Соответственно, вы можете обратиться к руководству регистрирующего органа с жалобой на неправомерные действия со стороны их сотрудника и потребовать произвести регистрацию ваших прав на основании договора купли-продажи территории.

Если такое обращение не принесет желаемых результатов, то единственный вариант, который поможет вам отстоять свою позицию – это обращение в суд.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

 

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос - это быстро и бесплатно!