Земельный
эксперт

Государственный контроль

1424

Государственный земельный надзор

В статье 71 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как государственный земельный надзор. Это, прежде всего, работа распорядительного ведомства, выполняемая для предупреждения, обнаружения и прекращения правонарушений, совершенных государственными органами, городскими властями, частными компаниями и их представителями, должностными лицами, населением.

За совершение таких правонарушений законом определено административное наказание и другие виды ответственности. Определением наказания занимается также полномочное ведомство. Государственный земельный надзор осуществляется путем систематического наблюдения за действиями участников земельных правоотношений и в дальнейшем систематизировании полученных сведений. Кроме того, контролирующая организация занимается составлением прогнозов относительно состояния земель в будущие периоды, в случае осуществления пользователями своей прямой деятельности. Надзорное ведомство наделено указанными полномочиями Правительством РФ.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Предметом надзора выступает соблюдение всеми возможными участниками земельных правоотношений требований законодательства по отношению к конкретным земельным участкам и территориям.

В результате назначенной проверки, оформляется официальный акт, где отражается ход процедуры и обнаружение недостатков эксплуатирования земель при проведении контролирующих действий. Если правонарушения были обнаружены, то к акту прикладывается предписание об устранении недостатков в конкретные сроки. Виновники правонарушений в любом случае привлекаются к ответственности, согласно имеющемуся регламенту.

При неустранении правонарушения в назначенный период, полномочный орган в тридцатидневный срок информирует нарушителя о данном факте.

Проверка соблюдения требований земельного законодательства

Каждый год составляется план проведения обязательных надзорных мероприятий. Согласно действующему законодательству, данный документ утверждается раз в три года и предварительно согласовывается с органами прокуратуры. Для каждого субъекта РФ план проверок утверждается отдельно и в рамках документа указываются собственники наделов, расположенных в пределах территории края или области.

Также законом предусмотрены внеплановые проверки. Основания для назначения мероприятия следующие:

  1. Выявление итогов административного наблюдения территории на предмет наличия нарушений.
  2. Поступление жалоб и обращений со стороны граждан, компаний, государственных органов.
  3. Истечение срока, отведенного для устранения определенных нарушений, в рамках вынесенного предписания.
  4. Возникшая угроза нанесения вреда здоровью людей, животному и растительному миру, а также при вероятности техногенной катастрофы.
  5. Нарушения прав потребителей.

Для назначения проверки внепланового характера относительно юридических лиц и предпринимателей требуется предварительное согласование плана надзорного мероприятия с прокуратурой. Когда речь идет о проверке граждан, государственных и муниципальных органов, утверждение плана у прокурора не требуется.

Административное обследование объектов земельных отношений

Для осуществления контроля за выполнением требований действующего законодательства должностными лицами, предусмотрено такое мероприятие, как административное обследование объектов земельных отношений. Данная процедура осуществляется в рамках постоянного наблюдения, проводит ее специальное ведомство, имеющее соответствующие полномочия.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Административное наблюдение представляет собой обследование земель с целью определения их состояния и возможных вариантов дальнейшей эксплуатации на основании информативных данных, имеющихся в госархивах, а также материалов, полученных во время землеустройства, аэрофотосъемки, при проведении почвенного, агрохимического, токсического анализа.

Данные, полученные в процессе обследования, фиксируются в специально оформленном акте. Если во время проведения мероприятия выявляется правонарушение, к документу прикладывается предписание, согласно которому необходимо устранить недостатки. Виновное лицо в любом случае привлекается к ответственности.

Муниципальный и общественный контроль

Еще один вид государственного контроля – это проверка муниципалитетами соблюдения земельного законодательства. О данной процедуре написано в ст. 72 ЗК РФ.

Муниципальный земельный контроль в 2017 году представляет собой действия со стороны муниципального аппарата, направленные на осуществление контроля работы госпредприятий, местных органов власти, компаний, населения в рамках соблюдения требований, определенных существующим законодательством. Надзорный орган имеет право привлечь нарушителя к административной ответственности или наказать другим образом.

Целью проверки является выявление правонарушений, их предупреждение и пресечение. В зависимости от категорий наделов, надзорные функции выполняют следующие органы:

  • ведомства городского округа — в отношении земель, находящихся в пределах данного образования;
  • органы городских и сельских поселений — относительно наделов принадлежащих городу и сельским образованиям;
  • аппарат муниципального района выполняет контроль относительно межселенных зон региона.

Порядок проведения процедуры устанавливается органом власти субъекта РФ на основании распоряжения или иного федерального законодательного акта.

Общественный земельный контроль описан в ст. 72.1 ЗК РФ. В рамках данной процедуры осуществляются действия со стороны общественных и некоммерческих компаний негосударственного типа, с целью наблюдения за работой органов государства и муниципалитета относительно вынесения решений и соблюдения интересов граждан.

Такая процедура выполняется в форме наблюдения, анализа и общественной оценки публикуемых законодательных актов, а также вынесенных решений.

Результаты, полученные во время наблюдения, фиксируются в специальном акте, к которому в случае обнаружения недостатков прилагается предписание об устранении правонарушений.

Действия государства по земельному контролю

Государство имеет полномочия в выполнении различных действий, связанных с осуществлением контроля в сфере землепользования.

Государственный мониторинг земель представляет собой процедуру, которая позволяет осуществлять постоянное наблюдение за состоянием земельных участков и их целевым использованием. Такой надзор осуществляется при помощи специальных методов: наблюдения, систематизации, анализа, оценки.

Перед государственным мониторингом стоит ряд задач, описанных в ст. 67 ЗК РФ. Результаты, полученные в процессе наблюдения, формируются, систематизируются и передаются на хранение в специально организованный фонд. Данные являются общедоступными и все, что необходимо сделать – это подать соответствующую заявку.

Землеустройство проводится по инициативе госорганов, муниципалитета, компаний, граждан и необходимо для обследования земельных зон с целью их дальнейшей эксплуатации максимально рациональным способом. Для проведения работ не требуется специального разрешения, кроме случаев, описанных в законодательстве.

Постановка на кадастровый учет земельного участка осуществляется в рамках проведения государственного учета. Данное мероприятие необходимо для того, чтобы систематизировать сведения обо всех имеющихся землях государства и использовать эти сведения для начисления налогов, в процессе землеустройства и для совершения правовых сделок с участием земельных массивов.

Резервирование земель для нужд государственных или муниципальных органов происходит согласно установленному законом регламенту и предусматривает подачу заявки в высший исполнительный орган региона. Данные земли могут быть ограничены в предоставлении гражданам и организациям сроком на три года, а при организации свободной экономической зоны — на два. Порядок резервации устанавливается Правительством РФ.

Список законов

 

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос - это быстро и бесплатно!